Владимир Путин дал кабмину поручения по развитию в России гражданской авиации

По итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 11 декабря 2019 года, президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений из шести пунктов по вопросам транспортной доступности регионов страны и развития отечественной авиационной техники.

Создание авиакомпании — дело не одного дня. Например, первые сообщения о создании авиакомпании «Азимут» появились во второй половине 2016 года, первые коммерческие полёты перевозчик начал выполнять в сентябре 2017-го. Если учесть, что в поручении президент говорит о самолётах российского производства, то здесь имеется в виду не только Суперджет 100, но и МС-21, который со следующего года начнёт эксплуатироваться в «Аэрофлоте», «ИрАэро» и Red Wings, а также турбовинтовой Ил-114-300, лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал» (о нём подробности ниже) и Ил-96-400М.

 

Учитывая, что все эти самолёты находятся в разной степени готовности, за исключением SSJ100, новый перевозчик может появиться к IV кварталу 2021 года с парком самолётов SSJ100 и МС-21. На самолёты «Байкал» рассчитывают «Полярные авиалинии», которые в апреле 2018 года подписали с Улан-Удэнским авиационным заводом долгосрочный контракт на поставку 200 самолётов малой авиации ТВС-2ДТС. Первая партия планировалась к передаче в 2021 году, полностью выполнить контракт планировалось в 2025 году. Но в связи с затяжкой сроков в проектировании самолёта и отказа Минпромторга от развития ТВС-2ДТС, сроки сдвигаются на неопределённое время.

Данное поручение придаст ускорение восстановлению региональной аэродромной сети по всей стране, утраченной после развала СССР. Как пример, — данные по аэропорту Воронеж, которые приведены в «Российской газете» 27 января 2016 года. Издание сообщает, что с карты России исчезло более тысячи построенных в советское время аэродромов.

Как пишет «РГ», 40 лет назад — летом 1975 года из Воронежа ежедневно выполнялись в Москву 23 рейса, в Киев — 10, в Ростов — 7, в Сочи — 6, в Харьков — 3, в Симферополь — 2. Десятки рейсов выполнялись по местным воздушным линиям: в Эртиль — 6, в Калач — 5, в Синие Липяги, Репьёвку и Старую Ольшанку — по 2. И тоже каждый день. Самолёты из Воронежа летали почти в сто городов. До распада СССР аэропорт обслуживал свыше 1 млн пассажиров в год. В 2018 году — 770 тыс, в 2019 порядка 880 тыс.

Этот пункт поручений непосредственно относится к новому среднемагистральному лайнеру корпорации «Иркут» МС-21. Опытный образец самолёта с двигателями ПД-14 в этом году приступит к лётным сертификационным испытаниям. Также этот пункт затрагивает разработку двигателя ПД-8 для замены российско-французского Sam146, к которому у эксплуатантов самолёта SSJ100 очень много нареканий, особенно по горячей части, которую изготавливает Франция, а также по обслуживанию силовой установки.

Сюда же следует отнести и двигатель ТВ7-117СТ для лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В и пассажирского Ил-114-300, а также двигатель ВК-800С для 19-местного Л-410. Самолёт ТВС-2ДТС, наработки по которому будут использованы в проекте нового самолёта «Байкал», оснащён американским двигателем. В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал рекомендации по использованию в качестве силовой установки самолёта «Байкал» двигателя ВК-800.

Таким образом, по всей линейке силовых установок работы ведутся, и поручение президента направлено на систематизацию работ и чёткое понимание по срокам разработки двигателей, их сертификации и запуска в серийное производство.

Данное указание было подготовлено к совещанию с членами кабмина, основной темой которого были региональные авиаперевозки. Путин отметил, что «сегодня очень часто в рамках одного и того же региона приходится летать через Москву. Эта ситуация абсолютно ненормальная. Мы уже много раз говорили о том, что её нужно менять. В этой связи, конечно, необходимо будет увязать и развитие маршрутной сети в субъектах Федерации с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в целом, имеется в виду развитие аэропортов, пассажирских терминалов, строительство взлётно-посадочных полос и так далее. Но прежде всего речь идёт, конечно, о Дальнем Востоке, о районах Крайнего Севера, Восточной Сибири, но не только – о европейской части, конечно, тоже».

Таким образом, теперь Правительству необходимо подготовить конкретные предложения. И хоть в поручениях ответственным указан Дмитрий Медведев, докладывать их будет уже новый премьер — очевидно, Михаил Мишустин.

Самолёт ТВС-2ДТС «Байкал» разработан и построен в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск). Прототипом для его разработки стала модернизация труженика Ан-2 — ТВС-2МС. Работы велись по заданию Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-2017. Планировалось начать его серийное производство на Улан-Удэнском авиазаводе холдинга «Вертолёты России». Как было сказано выше, был подписан контракт на поставку 200 машин авиакомпании «Полярные авиалинии». Однако в 2019 году стало очевидным, что Минпромторг, несмотря на потраченное время и бюджетные деньги, отказался от серийного производства этого самолёта.

Причины отказа кроются в инновационности ТВС-2ДТС. Это — цельнокомпозитная машина, которая опередила своё время. Как пояснил 14 января в интервью изданию Sibnet.ru директор СибНИА Владимир Барсук, авиакомпании не готовы к эксплуатации этого самолёта. Но есть и другие причины, кроме использования ПКМ в конструкции планера и крыла этого самолёта — его дороговизна и применение турбовинтового двигателя компании Honeywell. В условиях, когда программа самолёта «Байкал» может быть сорвана из-за возможных новых американских санкций против российского гражданского авиапрома, ни один здравомыслящий чиновник не подпишется под контрактом на закупку американской силовой установки. Тем более, что в начале 2019 года из-за санкций против завода «АэроКомпозит» на год сдвинулись сроки поставок самолётов МС-21 авиакомпаниям.

Теперь, после проведённого в августе-сентябре 2019 года конкурса по выбору разработчика самолёта «Байкал», новую машину, но с использованием наработок по ТВС-2ДТС, будет проектировать компания из Улан-Удэ «Байкал-Инжиниринг». Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, а к декабрю — сам опытный образец самолёта для статических испытаний. О первом полёте самолёта говорить пока рано, но можно ожидать, что он полетит не ранее конца 2021 года. Вместо композиционных материалов в конструкции планера будут использоваться алюминиевые сплавы.

Данный пункт поручений должен стимулировать стабильность цен на авиатопливо и снизить до минимума динамику роста тарифов на пассажирские авиаперевозки. Доступность авиабилетов актуальна для всей страны, но учитывая удалённость регионов ДФО от центра страны, это становится особенно актуально для местных жителей. И главное здесь не только многочасовые перелёты в Москву или Санкт-Петербург, но внутрирегиональное авиасообщение. Особенно между небольшими населёнными пунктами и районными центрами, где кроме авиации добраться из одной точки в другую больше нечем.

Доклад по всем поручениям должен быть сделан 31 января 2020 года.