Разработка самолёта «Байкал» — на контроле у Путина

Президент России Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос о проектировании и запуске серийного производства самолёта «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также его сертификации с учётом реализации проекта по созданию лёгкого многоцелевого самолёта. Доклад президенту должен быть сделан 31 января. Это следует из списка поручений, размещённого на сайте Кремля.

Особое внимание правительство должно обратить на объёмы и источники финансирования соответствующих работ, а также финансово-экономические и лётно-технические параметры самолёта.

 

Самолёт ТВС-2ДТС «Байкал» разработан и построен в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск). Прототипом для его разработки стала модернизация труженика Ан-2 — ТВС-2МС. Работы велись по заданию Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-2017. Планировалось начать его серийное производство на Улан-Удэнском авиазаводе холдинга «Вертолёты России». В феврале 2018 года на экономическом форуме в Сочи был подписан контракт на поставку 200 машин авиакомпании «Полярные авиалинии». Однако в 2019 году стало очевидным, что Минпромторг, несмотря на потраченное время и бюджетные деньги, отказался от серийного производства этого самолёта.

Причины отказа кроются в инновационности ТВС-2ДТС. Это — цельнокомпозитная машина, которая опередила своё время. Как пояснил 14 января в интервью изданию Sibnet.ru директор СибНИА Владимир Барсук, авиакомпании не готовы к эксплуатации этого самолёта.

Но кроме использования ПКМ в конструкции планера и крыла этого самолёта, есть и другие не менее веские причины — его дороговизна и применение турбовинтового двигателя компании Honeywell. По оценкам Барсука, стоимость ТВС-2ДТС составит от 2,5 до 3 млн долларов (150-180 млн руб), в зависимости от комплектации. А стоимость лётного часа — около 60 тыс рублей.

Сегодня вполне реальна ситуация, когда программа самолёта «Байкал» может быть сорвана из-за возможных новых американских санкций против российского гражданского авиапрома. В таких условиях ни один здравомыслящий чиновник не подпишется под контрактом на закупку американской силовой установки. Тем более, что опыт уже есть — в начале 2019 года из-за санкций против завода «АэроКомпозит» на год сдвинулись сроки поставок самолётов МС-21 авиакомпаниям. Кроме того, в августе 2019 года ЦИАМ выдал рекомендации по использованию в качестве силовой установки самолёта «Байкал» турбовинтового двигателя ВК-800.

Теперь, после проведённого в августе-сентябре 2019 года конкурса по выбору разработчика самолёта «Байкал», новую машину, но с использованием наработок по ТВС-2ДТС, будет проектировать компания из Улан-Удэ «Байкал-Инжиниринг». Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, а к декабрю — сам опытный образец самолёта для статических испытаний. О первом полёте самолёта говорить пока рано, но можно ожидать, что он полетит не ранее конца 2021 года. Вместо композиционных материалов в конструкции планера будут использоваться алюминиевые сплавы.